Когда и как часто надо менять моторное масло в двигателе внутреннего сгорания? Рассуждения на тему.
Зачем менять масло в двигателе внутреннего сгорания и нужно ли это делать вообще? Когда и как часто менять? Что будет если не поменять вовремя или вообще не менять? А можно ли вообще без масла?
Общая информация.
Из школьных уроков природоведения, физики и физкультуры, из институтских уроков теоретической механики и сопромата мы знаем, что взаимодействие материальных объектов нашего материального мира построено на сочетании различных сил. Три важнейших закона механики, описывающие взаимодействие базовых сил, создал Исаак Ньютон в далёком 17 веке.
В автомобильном моторе, которым является двигатель внутреннего сгорания (ДВС), действует сочетание двух сил, которые стремятся уравновесить друг друга: сила, приложенная к поршню вследствие сгорания топлива в цилиндре и преобразованная в крутящий момент на коленчатом валу, и сила трения во всех точках контакта деталей механизма. Главным последствием силы трения является снижение коэффициента полезного действия механизма и износ деталей в местах контакта.
Моторное масло делает возможным работу ДВС снижая силу трения и износ, а также обеспечивает другие задачи по поддержанию работоспособности механизма. При эксплуатации автомобиля свежее моторное масло в двигателе постепенно теряет свои рабочие свойства вследствие деструкции загустителей, выработки присадок и накопления загрязняющих элементов, поэтому требуется регулярная замена.
Наиболее точно период замены определяется моточасами – временем работы мотора. Такой показатель используется у стационарных ДВС, например, для привода компрессоров, генераторов или для механизмов строительной техники. Для ДВС легковых автомобилей принято использовать пробег автомобиля в километрах для усреднённой оценки износа всех его механизмов, не только мотора.
Конечно, износ мотора в пробках не то же самое, что при работе в движении, но для легковых автомобилей не принято считать моточасы.
Как мы знаем, пробег автомобиля является важнейшей характеристикой автомобиля на вторичном рынке, ибо он определяет остаточную стоимость автомобиля. Почему это так важно? Потому, что износ механизмов определяет затраты владельца на текущий ремонт автомобиля. Выше износ - выше затраты. Таким образом, использование качественного моторного масла и других смазочных материалов влияет на продление ресурса автомобиля, помогает сэкономить на ремонте.
В теории эксплуатации автотранспорта есть понятия «текущий ремонт» (ТР) и «техническое обслуживание» (ТО). Считается, что предупредительный ремонт в рамках ТО способствует предотвращению поломок механизма благодаря уходу и обслуживанию. Важнейшей частью ТО является смена моторного масла и технологических жидкостей согласно регламентов производителя указанных в инструкции по эксплуатации.
Рекомендации производителей по межсервисному интервалу легковых автомобилей находятся в диапазоне от 10 000 до 20 000 км. Видимо, отсюда считается неписаной нормой замена масла через каждые 15 000 км. В моём личном опыте эксплуатации автомобилей Форд была замена масла через 20 000 км. Также необходимо учитывать, что послепродажное обслуживание автомобиля имеет своих прямых интересантов. Это автосервисы. Они финансово заинтересованы в регулярных визитах своих клиентов в свои сервисные зоны. Даже несмотря на то, что хорошее моторное масло имеет хороший запас, каждый сам для себя устанавливает принципы нормальности. Кто-то меняет масло через 7 500, а кто-то вспоминает о смене во время очередного визита в автосервис.
Более конкретные рекомендации и резюме вышесказанного.
Инструкция по эксплуатации – почему важно её читать.
- Самая первая рекомендация для автовладельца – следовать инструкции по эксплуатации автомобиля. В ней указаны характеристики масла для данного двигателя и частота его замены.
- Рекомендации автопроизводителя напрямую связаны с гарантийным сроком эксплуатации (от одного до трёх и даже пяти лет), когда автопроизводитель несёт ответственность за работоспособность механизмов автомобиля.
- Как правило, в указанный период автомобиль обслуживается на СТО автодилера, который и обеспечивает все технические работы по поддержанию работоспособности автомобиля, а значит максимум ответственности лежит на нём.
- По окончании гарантийного срока, вся ответственность ложится на владельца автомобиля и здесь уже он сам определяет свои действия по поддержанию исправности автомобиля, а значит, ему будет не лишним понимать, как работает автомобиль и моторное масло.
Зачем нужно моторное масло и почему его надо менять регулярно.
Основные функции моторного масла описаны на слайде ниже.
При работе мотора моторное масло теряет свои рабочие свойства вследствие окисления, деградации загустителей и базовой основы, выработки присадок, накопления продуктов износа металлических частей мотора. Все характеристики продукта сбалансированы и рассчитаны на определённый срок эксплуатации, по истечении которого он перестаёт исполнять свои задачи и его необходимо заменить. Срок эксплуатации измеряется моточасами или километрами пробега.
Что будет если не поменять вовремя?
Снизится эффективность работы мотора, что будет ощущаться в снижении приёмистости, повышению доли высоких оборотов в работе мотора, возникновению посторонних шумов и стуков, повышенному износу мотора и его вероятной поломке. ДВС – это самый дорогой агрегат автомобиля, устранение его неисправности потребует больших финансовых и временных затрат. Потеря мобильности, сбой привычного ритма жизни, невозможность исполнения своих жизненных задач – вот следствия поломки автомобиля. Как избежать: своевременно менять масло))
Признаки необходимости замены при оценке уровня на щупе.
Важной обязанностью владельца автомобиля является регулярная проверка уровня масла с помощью щупа. Конечно, навык визуальной оценки приходит с опытом, поэтому рекомендуется делать это регулярно. Всего один взгляд и вы уверены в своей мобильности!
Падение уровня может быть вызвано разными причинами: естественный угар, особенность мотора, угар масла вследствие его плохого качества, течь через сальники и уплотнители. Если визуальный осмотр мотора и следов на асфальте не выявляет протечек, то можно предположить недостаточное качество и перейти на другое масло. Не надо дожидаться загорания индикатора низкого давления на приборной панели, ибо это уже экстренная ситуация, говорящая о неисправности и требовании вмешательства: доливки, ремонта.
Визуальный осмотр масла на щупе. Чёрный цвет масла не говорит о низком качестве масла, наоборот говорит о том, что масло работает, эффективно очищает мотор и удалят продукты износа в картер двигателя. А вот слишком текучее масло (как вода) говорит о потере вязкости и требует его замены. Дополнительным аргументом в пользу замены является возрастание шумности двигателя, что происходит вследствие разжижения масла и потери им своих уплотняющих свойств.
Изменение цвета. Почернение масла – это нормально, т.к. чернота – это удалённые продукты износа механизма и самого масла. Хорошее масло способно коагулироваться вокруг частиц износа, сохраняя их во взвешенном состоянии. За эту функцию отвечают специальные очищающие присадки. Ответственные производители используют качественные присадки, обеспечивают надёжную защиту двигателя. Но если вы не уверены в используемом бренде, почернение может говорить об изменении свойств масла.
Увеличение шумности двигателя. Выше мы говорили о разнообразных задачах моторного масла, среди которых функция уплотнения. Демпфирование шумов мотора из-за густого вязкого масла благоприятно влияет на равномерность звука двигателя. Если мотор работаем слишком громко – это может говорить о снижении вязкости масла и его пора заменить.
Рекомендации для вашего выбора периодичности замены.
- Менять чаще при жёстких условиях эксплуатации легкового автомобиля, как-то: регулярные поездки на маленькие расстояния (когда двигатель не успевает толком прогреться), длительная работа ДВС на холостом ходу и движение с малой скоростью (в пробках), буксирование прицепа, плохое топливо, езда по горным дорогам и т.п.
- Интервал замены в коммерческом транспорте, работающем на дальних магистралях, может доходить до 90 000 км. Хорошая ровная дорога, ровные режимы работы мотора, АЗС с качественным топливом, качественное моторное масло – вот лучшие друзья ДВС.
- Если пробеги небольшие и на маленьких скоростях (15-20 км/ч), лучше ориентироваться на моточасы. 500 часов работы ДВС – оптимальный интервал для замены.
- Боитесь ошибиться, не хотите считать километры и часы - меняйте раз в год или полгода.
- Общепринятая частота замены:
сбалансированная эксплуатация автомобиля: 10 – 15 000 км;
при движении в пробках и с небольшими пробегами: 7 500 км;
неуверенность в качестве топлива: снижать интервал замены;
дизель более чувствителен к качеству топлива, если есть неуверенность в качестве – менять чаще;
при эксплуатации в пыльной среде – менять чаще;
при эксплуатации под нагрузкой – менять чаще;
минеральное масло: 5 000 км;
полусинтетическое масло: 7 500 км;
синтетические масла от глобальных брендов: до 20 000 км;
светофорным гонщикам менять чаще. - Если машина стояла, не эксплуатировалась, считается, что надо поменять масло при начале эксплуатации. Однако, здесь более важной проблемой будет усыхание сальников и риски последующих протечек масла
Оцените свои факторы эксплуатации автомобиля, определите свой межсервисный пробег, используйте бирки с указанием пробега и наименования масла и даты следующей смены.
Напоследок о вопросах, сформулированных в начале статьи.
Можно ли ездить без масла?
Можно, но не долго. Перегрев металла в точках контакта, ослабление металла вследствие его отпуска из-за перегрева, задиры и износ трущихся деталей вызовут лавинообразное нарастание силы трения, что в конечном счёте приведёт к заклиниванию механизма.
Можно ли вообще не менять масло?
Можно. Двигатель проработает до момента критического снижения моторным маслом своих смазывающих и прочих свойств и двигатель заклинит. См.п.1.
Можно ли вместо масла использовать другие жидкости, например, воду, коль скоро одной из задач масла является теплоотвод?
Можно, но не долго. См.п.1.
Статья создана при поддержке технического специалиста «Ойл-Форби» Александра Лащёва. Требуется консультация по вашему случаю – пишите: lashchev@cstore.ru или cstore.ru@cstore.ru
Правильного выбора и профессионального применения!
Масло купленное в Ойл-Форби можно бесплатно поменять на партнёрском автосервисе "Автостарт".
На нашем сайте мы ставим целью рассказать о нюансах работы механизмов и о функциях смазочных материалов для осознанного выбора потребителя. Для удобства восприятия информации, она приведена в нескольких статьях, перечисленных ниже.
- Работа двигателя внутреннего сгорания описана здесь.
- Все функции моторного масла описаны в статье здесь.
- Отличия синтетического и минерального моторных масел здесь.
- 10 вопросов о моторном масле здесь.
- Популярно про вязкость моторного масла здесь.
- Более технически про вязкость моторного масла здесь.
- Про маркировку вязкости по SAE здесь.
- Как выбрать качественное моторное масло здесь.
- Нужна ли промывка ДВС при смене масла здесь.
- Мифы о моторных маслах здесь.
- Тест на доверие. Анализ масел 5W-40 здесь.
- Совместимость различных типов масел здесь.
- Система смазочных материалов для легковых автомобилей здесь.
- Система смазочных материалов для коммерческого транспорта здесь.
Выбирайте качественное моторное масло на сайте Ойл-Форби здесь: