О маслах. Рекомендации А.Лащёва.
Сегодня на рынке смазочных материалов предлагается широкий спектр моторных масел как для современных автомобилей с мощными высокоскоростными бензиновыми и дизельными двигателями, оснащенными различными системами доочистки выхлопных газов, так и для двигателей автомобилей более старых моделей.
Современные моторные масла должны обеспечивать высокую защиту от износа, создавая прочную масляную пленку, топливную экономичность за счет малой вязкости при рабочих температурах и иметь малое содержание сульфатной золы, фосфора и серы для продления срока службы сажевых фильтров, катализаторов и нейтрализаторов и обеспечения высоких экологических стандартов.
При выборе смазочных материалов необходимо всегда следовать указаниям производителя техники из руководства по эксплуатации, по требованию к уровню эксплуатационных свойств масла, определяемых спецификациями и допусками, учитывающих конструктивные особенности двигателя и разрешенных к применению классов вязкости в зависимости от температур окружающего воздуха при которых автомобиль будет эксплуатироваться.
Класс вязкости масла, спецификации и одобрения производителей техники указываются на этикетках канистр.
Всесезонные масла имеют в своем обозначении зимний и летний классы вязкости, например, SAE 0W-40. Масло, соответствующее данному классу, обладает вязкостными свойствами масла с зимним классом вязкости SAE 0W и вязкостными свойствами масла с летним классом вязкости SAE 40, т.е. оно остается достаточно текучим в момент холодного пуска зимой и обеспечивает быстрое поступление масла к трущимся поверхностям, предотвращая масляное голодание и повышенный износ деталей двигателя и, в тоже время, остается достаточно вязким при рабочих температурах, обеспечивая тем самым необходимую толщину масляной пленки для надежной защиты двигателя.
В международных классификациях API (Американский институт нефти), АСЕА (Общество Европейских производителей автомобилей), ILSAC (Международный Комитет по Стандартизации и Апробации Моторных Масел. Был создан по инициативам Американской Ассоциации Производителей Автомобилей (ААМА) и Японской Ассоциации Производителей Автомобилей (JAMA)) сформулированы минимальные базовые требования к смазочным материалам, которые согласованы между производителями масел и изготовителями автомобилей.
Основные производители автомобилей, постоянно совершенствуя технику, предъявляют дополнительные, а, иногда и более высокие требования к маслам для двигателей новейших конструкций, чем это предусмотрено действующими международными классификациями,
с применением своих оригинальных методов испытаний, не дожидаясь принятия очередных международных стандартов.
Тем самым, компенсируется разрыв между текущим конструктивным усовершенствованием двигателей и задержками с принятием новых международных стандартов и спецификаций на моторные масла.
Для этого, производители автомобилей разработали свою собственную систему классификации моторных масел «Спецификации производителей оригинального оборудования»,
так называемые допуски, которая дополняет системы международных классификаций.
Испытания масел автопроизводителями, проводятся по своей собственной методологии, на определённых двигателях как на стенде, так и в полевых условиях.
Оригинальные требования автопроизводителей, со временем учитываются в новых международных спецификациях.
В случае подтверждения соответствия оригинальным требованиям, поставщики масел имеют право наносить на этикетку своих продуктов обозначения соответствующих спецификаций автопроизводителей. Со своей стороны автопроизводители составляют и периодически публикуют списки апробированных и допущенных к использованию продуктов.
Такие производители двигателей как: General Motors, Ford, Renault, VW, BMW, Mercedes-Benz, Peugeot и Citroen, Porsche и Fiat, преимущественно пользуются собственными одобрениями при выборе масла для заливки в двигатель.
Для наилучшей защиты от износа, обеспечения наивысших эксплуатационных характеристик и защиты двигателя при любых условиях эксплуатации: на скоростном шоссе или городских улицах, на проселочной дороге или гоночной трассе, в холодном климате или в условиях высоких температур окружающего воздуха, предпочтение следует отдавать синтетическим продуктам с классом вязкости, обеспечивающим максимальный температурный интервал эксплуатации техники.
Интервал замены масла при нормальных условиях эксплуатации, как правило, у большинства производителей техники составляет 15 тыс.км. Если автомобиль эксплуатируется в жестких условиях, а это:
- регулярные поездки на малые расстояния;
- длительная работа двигателя на холостом ходу, поездки с малой скоростью, езда в пробках;
- буксирование прицепа;
- езда по горным дорогам;
- эксплуатация при экстремальных температурах;
- применения топлива низкого качества,
то необходимо менять масло чаще, чем предписано производителем автомобиля при нормальных условиях эксплуатации. Обычно рекомендуется уменьшить интервал замены масла при этих условиях в два раза.
Не соблюдение рекомендаций производителя автомобиля по интервалу замены масла может привести к значительному сокращению срока службы двигателя.
Александр Лащёв
22.09.2023