Почему чернеет масло в двигателе автомобиля


Почему важно контролировать состояние и уровень масла
Современный автомобиль надёжен и, если вовремя проводить техническое обслуживание, он будет служить своему владельцу верой и правдой долгие годы. Контроль и замена технических жидкостей – одна из важнейших процедур по заботе о работоспособности узлов и агрегатов автомобиля. Мы уже писали про то, когда и как часто нужно менять масло в ДВС, теперь можно поговорить что делать с маслом в межсервисный интервал, как не пропустить сигналы о помощи от двигателя.
Точно определённый объём масла, рассчитанный на объём масляной системы мотора, способствует поддержанию давления в масляной системе и достаточность продукта для всех смазываемых точек. Снижение уровня масла приводит к падению давления, как следствие снижению эффективной циркуляции масла по системе, масляному голоданию, повышенному износу вплоть до аварийной остановки.
Как правило, автомобиль находится на обслуживании на станции технического обслуживания или в руках гаражного умельца, они производят замену масла, ибо для этого нужен подъёмник или смотровая канава. И это достаточно грязная процедура, требующая оборудования и сноровки. Сначала надо слить отработанное масло открутив пробку в поддоне картера, заменить масляный фильтр, при откручивании которого остатки масла также будут вытекать из двигателя. Небольшая премудрость, но нужна ловкость и утилизация масла, т.к. в канализацию его не сольёшь.
Таким образом, владелец автомобиля отстранён от действий, связанных с маслом, а между тем, именно на нём лежит ответственность за выполнением ежедневных и регулярных процедур по техническому осмотру, например, доливка омывающей жидкости и контроль уровня масла.
Инструменты контроля масла в ДВС
Следить за состоянием масла позволяет датчик давления масла и контрольная лампа на панели приборов, которая зажигается при падении давления, а также масляный щуп, который даёт возможность проверить уровень масла и определить визуально его состояние.
Как правило, владелец автомобиля регулярно открывает капот для долива омывающей жидкости в бачок омывателя, чтобы ветровое стекло было всегда чистым. Есть ещё одна операция входящая в т.н. периодическое обслуживание – проверка уровня масла. Автопроизводитель не регламентирует частоту проверки, но указывает, что она должна выполняться. Как минимум, её можно совместить с доливкой омывающей жидкости, а лучше делать чаще. Так на душе будет спокойнее.

Проверить уровень масла несложно, вот только мало кто это делает: здесь можно испачкать руки маслом и дорожной грязью. А как потом такими руками браться за руль – ведь можно нанести непоправимы урон кожаному салону автомобиля, который входит в дорогие опции.
Как проверить уровень моторного масла
- Установить автомобиль на ровной поверхности без уклонов.
- Запустить двигатель и прогреть его до нормальной рабочей температуры.
- Остановить двигатель, подождать 5 минут, чтобы мало стекло в поддон картера двигателя.
- Вытащить щуп, протереть его насухо ветошью, вставить обратно до упора.
- Вытащить щуп, проверить уровень масла. Он должен находиться между минимальной (“L” = low) и максимальной (“F” = full) отметками уровня.
- Если уровень низкий, необходимо долить масло до отметки F.
- Не добавлять избыточного количества.
- Использовать воронку, чтобы не пролить масло на детали двигателя, особенно на ремни приводов оборудования.
- Соблюдать осторожность и не прикасаться к горячим деталям двигателя, например, патрубку радиатора охлаждения во избежание ожогов.


Так написано в инструкции по эксплуатации, и я так никогда не делал. И я ни разу не видел, чтобы кто-то после пуска и прогрева мотора глушил его и открывал капот для проверки чего-то.
Предполагаю, что, это объясняется нехваткой утреннего времени и непонимание важности этой процедуры. Прогревание до нормальной рабочей температуры на холостых – это минут пятнадцать на морозе плюс 5 минут остывания – это неоправданные затраты утреннего времени в суете наваливающихся как снежный ком задач, хронической нехватке времени и постоянной спешке.

Проверка уровня на холодном неработающем моторе утром показывает плюс-минус один и тот же результат, что и при проверке на горячем двигателе после поездки. А гэп между минимальным и максимальным уровнем на щупе позволяет нивелировать погрешности замеров. Поэтому я проверяю масло на холодном моторе или после поездки.

Лучше проверять уровень регулярно, пусть и с погрешностями, чем не делать этого никогда и пропустить важный сигнал о неисправности.
И существует ещё один, психологический, момент препятствующий желанию залезть под капот. Автомобиль для нас – это удобный благоухающий интерьер салона, с его тактильными приятными ощущениями, защищающий нас от внешнего мира. Мы чувствуем себя здесь в безопасности. Эта металлическая оболочка служит нам аватаром в этом недружелюбном мире и нам хочется верить в его защиту.
Залезая под капот, мы вынуждены покинуть свой удобный салон, соприкоснуться с внешним миром, миром железяк, дорожной грязью, чуждыми запахами горючего и смазочных материалов, испачкать руки отработанным маслом, которое так просто не ототрётся. Все эти причины не способствуют созданию привычки к регулярной проверке масла.
Но если изменить своё отношение к подкапотному пространству, воспринять его как главный артефакт собственной безопасности, предложить ему свою заботу, проявить свою любовь, тогда процедура может стать приятной обязанностью. Так же, как почистить лоток за своим домашним любимцем – ведь мы делаем это проявляя свою любовь. Так проявляется самоуважение и мотивация: я сделал это!
Должен ли меняться цвет масла в двигателе
Неискушённый автовладелец может быть озадачен потемневшим или чёрным цветом масла на щупе, ведь всем известно, что новое масло янтарного цвета, а здесь оно чёрное! «Что случилось, неужели мой двигатель неисправен?» - такая мысль первой приходит в голову. Другой решит, что это норма, так и должно быть.
Итак, цвет свежего моторного масла – янтарный. И он совершенно отличается от того, что мы видим на масляном щупе при проверке уровня масла.

Что происходит с маслом во время эксплуатации ДВС?
- Окисляется и подвергается деструкции. В процессе работы масло выполняет различные функции от смазывания до охлаждения, работает при экстремальных температурах превышающих тысячу градусов, что ускоряет процесс окисления и усиливает склонность к образованию шлама.
- Сгорает в цилиндре в рабочем такте движения поршня.
- Смывает нагар и шлам с загрязнённых металлических поверхностей.
- Удерживает загрязнения во взвешенном состоянии, не давая им коагулироваться и оседать на поверхностях мотора и в поддоне картера.
- Загрязняется продуктами износа металлических частей двигателя, продуктами сгорания топлива, сульфатной золой (соли цинка, калия, бария, кальция и др.) из присадок масла.
Поэтому масло меняет свой цвет вплоть до почернения. Почернение масла может говорить о хорошо работающих моющих и диспергирующих присадках не дающих загрязнять внутренние металлические поверхности. Это нормальный процесс, но есть нюансы.
Как изменение цвета связано со свойствами масла
Потемнение масла свидетельствует об ухудшении его свойств в результате решения им своих задач по смазыванию и защите двигателя.
Свойства масла рассчитаны на определённый ресурс работы в ДВС, определяемый километражом пробега или моточасами (для стационарных ДВС). Чем больше пробег и срок использования масла, тем хуже защитные и смазывающие свойства масла.
Если двигатель работает нормально, неисправностей не выявлено, условия эксплуатации не экстремальные, то изменение свойств масла, как и цвета будет плавным.
Если состоялся переход на более качественные масла с лучшими моющими качествами, изменение цвета может быть более резким вплоть до чёрного цвета.
Цвет масла, работающего в дизеле, больше темнеет из-за большего содержания сажи в выхлопе по сравнению с бензиновым мотором, где основной отход – углекислый газ.
Факторы влияющие на потемнение масла
Плохое качество топлива. Неполное сгорание плохого топлива приводит к повышению содержания сажи в отработанных газах, особенно для дизелей. Сажа загрязняет масло через прорывы отработанных газов в картер.
Работа мотора на высоких оборотах приводит к перегреву и повышению температурной деградации масла.
Движение в пробках приводит к недостаточному охлаждению мотора и его перегреву, что повышает температурную деградацию масла.
Неисправности цилиндропоршневой группы, например залегание компрессионных колец приводит к прорыву газов в картер, далее см п. про плохое топливо. Залегание маслосъёмного кольца приводит к остаткам масла
Отложения на деталях двигателя (нагар, лак, шлам) попадают в масло в результате воздействия моющих присадок и меняют его цвет.
Нарушение герметичности системы охлаждения, приводит к попаданию антифриза в масло, образовывает эмульсию и ухудшает смазывающие свойства.
Нарушения в работе топливной аппаратуры приводят к переобогащению топливной смеси, неполному сгоранию топлива и разжижению масла.
Остатки отработавшего масла, которое не было полностью слито. При сливе старого масла в двигателе остаются его остатки, которые смешиваясь с новым маслом сразу влияют на его цвет.



Распространённые мифы о цвете масла
- Постепенное потемнение масла – нормально. Верно, для исправного бензинового двигателя.
- Потемнение масла может проявляться после 3 000 км пробега. Неоднозначно. Например, в дизелях масло темнеет практически сразу.
- Хорошее дорогое масло более склонно к потемнению, т.к. оно содержит более качественные присадки, вымывающие нагар и удерживающие частицы во взвешенном состоянии.
Возможно. - Если масло темнеет быстрее – это повод для диагностики, например, диагностика компрессии и ЦПГ компрессионных и маслосъёмных колец. Возможно.
- Плохое или поддельное масло быстро темнеет через 500 км. Неоднозначно.
Это может быстрая деструкция масла или загрязнённый мотор и качественные, хорошо работающие присадки. - Поддельное масло хуже оригинального. Очевидно, правда.
- Качество моторного масла определяется добросовестностью продавца. Выбирая качество, прежде всего надо выбирать хорошего продавца.
Да, верно. - Необходимо контролировать характеристики работы мотора: шум, потеря мощности, симптомы неустойчивости (троение), в сочетании с изменением масла они дадут более полную картину о состоянии мотора.
Да, верно. - Янтарный цвет сохраняется до 4 000 км: присадки не выполняют своих задач: не моют двигатель и не удерживают частицы во взвешенном состоянии. Скорее, верно.

Свойства и характеристики моторных масел, влияющие на цвет
Вязкость является основной характеристикой текучести масла. Густая консистенция более тёмная. Однако, здесь речь скорее о насыщенности цвета.
Высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига определяет вязкостную стабильность при высоких скоростях сдвига на высоких оборотах двигателя. Важная характеристика для современных, дорогих, маловязких, энергосберегающих, малозольных масел, созданных для работы в современных двигателях, оснащённых фильтрами очистки и нейтрализаторами выхлопных газов. Высокий уровень проработки конструктива ДВС сберегает свойства масла и поэтому масло в таких моторах менее склонно к потемнению из-за лучших условий работы.
Сульфатная зольность – это несгораемый остаток солей металлов, содержащихся в моющих присадках. Разделяют полнозольные и малозольные масла. Полнозольные масла массового сегмента имеют лучшие моющие свойства. Однако дорогие малозольные масла также могут иметь высокие моющие свойства, которые достигаются использованием синтетических присадок.
В данном контексте полнозольное масло темнеет больше, чем малозольное.
Общее щелочное число – характеристика, определяющая моющие свойства масла, понижается при эксплуатации. В процессе эксплуатации по мере выработки присадок, щелочное число снижается. Остаточный ресурс масла и щелочного числа определяется методом лабораторного анализа. Является одним из основных показателей в классификации для дизельных двигателей ACEA.
Общее кислотное число является антагонистом щелочного, повышается в ходе эксплуатации. Определяется для свежих и отработанных масел для оценки степени окисления при хранении и эксплуатации.
Окисление ведёт к потемнению.
Как избежать потемнения масла и продлить его ресурс
- Использовать хорошее масло от проверенного бренда, купленного в проверенном магазине, работающем только с оригинальными продуктами.
- При покупке масла использовать правильные классификации.
- Проходить регулярное техническое обслуживание автомобиля в проверенном автосервисе.
- Регулярно менять масло согласно руководству по эксплуатации или чаще.
- Избегать агрессивной манеры вождения.
- Регулярно проверять уровень масла на щупе, при подозрении на ухудшение качества обратиться к специалисту по ремонту автомобиля для проверки наличия проблемы.
- Использовать качественный масляный фильтр, менять фильтр вместе с заменой масла.
- Не использовать промывочное масло.
- Заправляться на качественных заправках хорошим топливом.
- При использовании автомобиля под нагрузкой сокращать межсервисный интервал.
- Регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости. Не допускать перегрева мотора.

Рекомендации по проверке уровня и цвета масла
Потемнение масла является нормальным отражением процесса его старения в ходе эксплуатации мотора.
Оценить динамику изменения цвета и сделать какие-то выводы о позитивных или негативных тенденциях автовладельцу скорее всего не получится в силу отсутствия регулярности, опыта и насмотренности.
Если есть подозрения на масло, оно совпадает с ощущением ухудшения работы мотора, лучше обратиться в автосервис для диагностики.
Единственный достоверный способ определения состояния масла - это его лабораторный анализ.

Регулярная проверка уровня масла, доливка по необходимости – это лучшее, что может сделать владелец автомобиля для своего железного друга.
Благодарю Александра Лащёва за помощь при подготовке статьи.
Правильного выбора и профессионального применения!