Смазочные материалы в трибологической системе.

Фото Смазочные материалы в трибологической системе.

Общие сведения.

Применение смазочных материалов является неотъемлемой частью эксплуатации машин и механизмов, где главной противодействующей силой является сила трения. Разработка смазочных материалов является неотъемлемой частью разработки машин и механизмов. В разработке материалов используются знания из материаловедения, химии процессов, технологии обработки, охраны труда и безопасности применения, материалы разрабатываются с учётом экологических последствий от утилизации.

Немного истории и науки.

Трибология – это наука о трении, изнашивании и смазке. Несмотря на то, что применение смазочных материалов восходит к древним временам, а первые попытки научного обоснования трения и методов борьбы замечены в XVI веке (даже сам великий Леонардо Да Винчи приложил к этому руку), научные разработки и технологии применения вплоть до 70-х годов XX века игнорировали химию процесса трения в присутствии смазочного материала, а следовательно были бессильны перед решением многих технологических вызовов.

Только налаживание междисциплинарных связей между представителями разных научных дисциплин позволило совершить прорыв в повышении практической эффективности смазочных материалов. Таким образом, качественная смазка – это не просто кусок сала, а сложный инженерный продукт, созданный в содружестве физика и химика!

Трибологическая система – это совокупность всех элементов участвующих в процессе трения: трущаяся пара (пары материалов), область взаимодействия (режим контакта), параметры (нагрузка, кинематика, скорость, температура, длительность), заполняющая эту область среда (тип смазки), а также окружающая среда. Сложность этой системы затрудняла описание трения как причину изнашивания, а следовательно, рецепты борьбы с трением были интуитивно ограничены: смазать салом, чтобы не скрипело.

Типы трения.

Наружное трение – это механическая сила сопротивления

относительному движению (динамическое или кинетическое трение)

или препятствующая движению (статическое трение)

между поверхностями скольжения или качения.

Внутреннее трение (вязкость) – трение между молекулами смазочного материала.

Трение скольжения – простое скользящее движение без качения и вращения.

Трение качения – образуется в результате контакта при качении.

В самом распространённом элементе механизма, подшипнике качения, присутствуют два типа трения: трение качения между шариком и дорожкой качения и трение скольжения между сепаратором и шариками.

В зубчатых передачах также присутствуют оба типа трения, т.к. хотя профиль зуба колеса построен по сложной эвольвентной форме, для создания движения качения одного зуба по другому, однако в отдельных фазах кинематики невозможно избежать и скольжения.

Статическое трение – это максимальная сила для инициирования движения одного тела относительно другого.

Кинетическое трение – то же, но в условиях относительного движения.

Прерывистое перемещение при трении – при медленном движении скольжения, когда трущаяся пара связана с вибрирующей системой.

Трение в условиях смазки.

Трение твёрдых тел – сухое трение. Максимальный показатель износа, отправная точка для создания смазочного материала.

Граничная смазка – молекулярный слой вещества снижающий износ. Здесь используются знания из химии, т.к. граничные плёнки образуются ПАВами и продуктами их химических реакций с поверхностью.

Жидкостное трение – обе поверхности разделены сплошной жидкой смазочной гидростатической или гидродинамической плёнкой.

Другие типы трения и смазок являются комбинациями вышеперечисленных: смешанное, трение твёрдых смазочных материалов, гидродинамическая эластогидродинамическая смазка, термоЭГД.

Данной статьёй я хочу я хочу подчеркнуть базовые задачи для разработки смазочных материалов, чтобы в дальнейших статьях при описании характеристик товарных категорий можно было бы обращаться к данному фундаменту.

Мы начали с трения, следующая статья будет посвящена износу.

Продолжение следует…

Правильного выбора и профессионального применения.

С уважением,

Андрей Герасименко

03.09.2024.

Создание таких сложных инженерных систем невозможно вне контекста трибологической системы.
Создание таких сложных инженерных систем невозможно вне контекста трибологической системы.

При подготовке статьи использовал справочник «Смазочные материалы. Производство, применение, свойства», Т.Манг, У.Дрезель.

Новости
Рекламная кампания Rosneft Magnum стартовала!
Главные московские автомобильные выставки стартуют уже на предпоследней неделе августа! Уже скоро!
Доклад Росстата о социально-экономическом положении России, о ценах на нефтепродукты, об индексе цен, о деловой активности в России.
Узнайте об изменении некоторых артикулов Mobil.
Акция на гидравлические масла Fastroil Hydraulic Winter Oil 32: 2600 рублей за 20 л!
Блог
Тренинг по телефонным продажам состоялся! Благодарю участников за активность в нашем психологическом перфомансе!
Тренинг по телефонным продажам стартует уже на этой неделе.
Итоги Yandex Ecom Open Air 2024.
С Днём работников нефтяной и газовой промышленности!
Курсы для карьеры и хобби по сниженной цене
Про масло
Смазочные материалы в трибологической системе.
ПАО-синтетика Oilway - меняй стандарты
Высокоэффективные пластичные смазки Oilway
Система смазочных материалов для легкового автомобиля от Ойл-Форби.
Система смазочных материалов для коммерческого транспорта от Ойл-Форби
Поиск товара