Какое масло лучше: синтетика или полусинтетика?
Введение
Выбор правильного моторного масла интересует каждого владельца автомобиля, которому небезразлична его судьба в части продления ресурса механизмов и сохранения собственного ощущения удовольствия за рулём. Пока электрички только выходят на просторы наших дорог и являются скорее модным аксессуаром, автомобили с ДВС продолжают остаются нашим надёжным средством мобильности, где моторное масло выполняет свою важнейшую функцию поддержания работоспособности.
Почему выбор масла важен для двигателя?
Масло является неотъемлемым конструктивным элементом двигателя внутреннего сгорания, обеспечивает смазку и защиту мотора от износа. По мере эксплуатации детали двигателя изнашиваются, снижаются рабочие характеристики двигателя, как-то: мощность, крутящий момент, приёмистость, что приводит к снижению качества мобильности. Автомобиль плохо разгоняется, плохо справляется с нагрузкой, растёт шумность, поэтому удовлетворённость от владения автомобилем падает, от него избавляются.
Хорошее масло замедляет процесс старения автомобиля, продлевает ресурс и положительные эмоции от его эксплуатации.
Кратко о популярных запросах: что лучше, синтетика или полусинтетика?
Понятия «хорошо», «плохо», «лучше», «хуже» являются относительными и не имеют смысла вне обсуждаемого контекста. Одни и те же действия в разных ситуациях могут иметь прямо противоположную оценку.
То же и с маслом. Синтетическое и полусинтетическое масла, несмотря на одинаковое предназначение, имеют свою специфику и особенности, поэтому они не хуже и не лучше, они на разные случаи жизни.
С точки зрения цены синтетика дороже, что по мнению одного сегмента потребителей является недостатком, т.е. синтетика «хуже». Но есть потребители премиального сегмента, которые понимают высокую цену, как набор потребительских свойств, стоящих своих, больших денег. Для таких слишком дёшево – это плохо, т.е. полусинтетика «хуже».
С точки зрения потребительских свойств, синтетика имеет наибольший набор присадок и характеристик, имеет лучшую текучесть, лучше всего применима к новым автомобилям, для них синтетика «лучше». Однако, для старого автомобиля, двигатель которого изношен, на стенках нагар, шлам, лак, сальники задубели, заливка такого активного масла может оказаться «худшим» выбором. Активную текучесть масла не вынесут сальники коленвала, что приведёт к необходимости ремонта, активные моющие присадки смоют шлам, который забьёт масляные каналы блока цилиндров и валов, что может привести к отказу мотора. Это как курильщика пенсионного возраста заставить пробежать марафон. Все знают, что бег – это полезно, но все также знают, что нужна подготовка и соответствие задачам.
Основные функции моторного масла
Смазывание деталей двигателя для снижения трения и износа – это первая функция моторного масла. Текучесть масла при разных температурных режимах является непременным условием для эффективного смазывания, т.к. масляный насос должен своевременно подать на смазываемые участки порцию свежего масла. При холодном пуске мотора утром масло густое, оно должно быстро попасть на область трения, через тонкие масляные каналы, например на коренные подшипники, невзирая на свою высокую вязкость. В разогретом моторе масло становится более текучим, менее вязким, при этом должно сохранить свою густоту для уплотнения зазора между цилиндром и поршнем.
Для лучшего смазывания в масло добавляют антиокислительные, загущающие, противоизносные присадки.
Синтетика лучше сохраняет оптимальную текучесть на холоде и в жару, особенно в экстремальных погодных условиях и при высоких нагрузках на двигатель. Полусинтетика успешно работает в усреднённых условиях эксплуатации.
Защита от износа и коррозии является следующей задачей моторного масла. ДВС преобразовывает энергию сгорания топлива в крутящий момент, поэтому он горячий, поэтому высокая температура способствует температурной деградации масла, оно снижает свои смазывающие способности, возрастает износ деталей. Реакция масла с продуктами сгорания при повышенной температуре способствует окислению масла, растёт кислотное число, что усиливает коррозию деталей мотора. Для защиты от коррозии в масло добавляют ингибиторы коррозии.
Синтетика более стабильна при высоких температурах и имеет более высокую стойкость к окислению. Наличие синтетической основы в полусинтетике повышает стабильность масла по сравнению с минеральным, и может использоваться в условиях средних нагрузок.
Удаление отложений и грязи которые состоят из продуктов абразивного износа деталей мотора и продуктов деградации масла, поддержание их во взвешенном состоянии во избежание отложения их на деталях мотора – вот следующая важная задача масла. Для обеспечения этих свойств в масло добавляются моющие и диспергирующие присадки.
Разница между синтетическим и полусинтетическим маслом
Что такое синтетическое масло
Особенности состава и производства
Моторное масло – это смесь базового моторного масла и присадок, которые необходимы для получения заданных потребительских свойств. В синтетике основой является базовое масло, синтезированное из исходного углеводородного сырья, которым может быть как продукты нефтепереработки, так и газ. Отсюда и сленговое название категории продуктов «синтетика». Синтезирование базового масла нужно для получения молекулярных цепочек заданной длинны и состава, которых не получается достичь при перегонке нефти.
Выделяют базовые масла 5 категорий: I и II относятся к минеральным, III, IV, V относятся к синтетическим с возрастанием качества от третьей группы к пятой.
Преимущества и недостатки
Масла третьей группы получены методом гидрокрекинга, что позволяет разорвать длинные молекулярные цепочки. Но принципиальное изменение состава молекулярных цепочек достигается только в маслах четвёртой группы (ПАО) и пятой группы (эстеры). Как нетрудно догадаться, чем выше группа, тем выше стоимость производства, что может в несколько раз удорожать конечный продукт. Синтетическое базовое масло, например, ПАО получается настолько стойким, что в ряде позволяет достигать некоторых свойств без использования присадок. Недостатком является более ограниченная растворимость в нём присадок, для чего используют минеральное масло.
Учитывая разнообразие типов базовых масел и их свойств, «синтетика» – это своего рода сленговый, маркетинговый термин, который используется для подчёркивания более высоких свойств продукта по сравнению с традиционным минеральным. Термины на этикетках Fully Synthetic, Synthetic, Advanced Fully Synthetic, Advanced Synthetic Technology могут говорить о принадлежности к той или иной группе синтетического базового масла. Ранжирование продуктов по качеству происходит внутри ассортимента бренда, о чём он и сообщает на своих этикетках.
Синтетика создала категорию всесезонных масел, за что мы благодарны компании ExxonMobil, которая является изобретателем категории. Самой распространённой вязкостью здесь является 5W, которая обеспечивает холодный пуск при температуре до -300С. Маловязкие масла для современных двигателей с классом зимней вязкости 0W обеспечивают холодный пуск при температуре до -350С.
Что такое полусинтетическое масло
Состав и технология производства
В полусинтетическом моторном масле в качестве основы используется смесь синтетического и базового моторных масел. Пропорции смешивания являются тайной производителя. В конечном счёте, свойства конечного продукта определяет формула продукта, где соотношения синтетического и минерального масел, а также состав присадок определяют его характеристики. Там, где до требуемых свойств не дотягивает минеральное базовое масло, усиление свойств конечного продукта происходит за счёт добавления синтетической основы и дополнительных присадок.
Создание продукта начинается с определения требуемых свойств, под которые создаётся своя рецептура.
На этикетках канистр могут встречаться подкатегории: Semi Synthetic (полусинтетика), Synthetically Fortified (усиленная синтетикой), Synthetic based (на основе синтетики). Все эти категории могут говорить о количестве синтетической основы в товарном масле. Каждый производителей имеет своё ранжирование по качеству и выбор между разными брендами по данному показателю не совсем корректно. Не имеет смысла концентрироваться здесь на количестве синтетического масла: треть, половина или больше, лучше оценивать заявленные производителем характеристики, и их соответствие вашим потребностям.
Преимущества и недостатки
Преимуществом полусинтетики является её лучший баланс по соотношению цена-качество. Мягкие погодные условия, сбалансированная манера вождения, нормальное состояние мотора, его простая, отработанная конструкция – вот аспекты позволяющие сделать выбор в пользу синтетики.
Полусинтетика также является всесезонной, но, как правило, в данной категории не бывает вязкости ниже 10W, которая обеспечивает холодный пуск при температуре до -250С.
Сравнение синтетики и полусинтетики
Для автомобилей с пробегом
По мере старения автомобиля возрастает износ цилиндропоршневой группы, из чего увеличивается прорыв газов сгорания в картер двигателя, что увеличивает угар масла, повышая его расход. Таким образом, если мотор начинает «есть» масло, лучше перейти на более дешёвое, полусинтетическое. Граница наступления старости зависит от манеры езды, условий эксплуатации, заботы хозяина о своём друге. Для новых автомобилей конечно же надо использовать синтетику от хорошего производителя.
Для старых двигателей
Здесь лучше использовать полусинтетику, т.к. большая текучесть синтетики может нарушить герметичность двигателя, способствовать утечкам масла, повысить расход и создать прецедент преждевременного ремонта двигателя. Также, более высокая моющая способность может способствовать отслоению нагара и забивать каналы масляной системы. Что также приведёт к преждевременной поломке мотора.
Для зимних условий
При эксплуатации в холодных регионах выбор однозначен – только синтетика, т.к. лучше сохраняет свою текучесть при отрицательных температурах. Задиры ЦПГ при холодных пусках при масляном голодании – во причины преждевременного износа мотора. Хотите продлить жизнь мотору – используйте синтетику.
Стоимость и экономическая выгода
Стоимость владения автомобилем зависит от цены масла, состояния мотора, влияющего на угар, количества доливок, межсервисного интервала, стоимости работ по замене масла. Таким образом, цена канистры масла – это только часть картины. И выбор более дешёвого масла по критерию цены канистры может обернуться более дорогой альтернативой дорогому маслу, т.к. межсервисный пробег будет снижен, более низкая защита мотора обернётся внеплановым ремонтом.
Какое масло лучше для разных типов автомобилей
Новые автомобили
Новый автомобиль на гарантии требует строгого соответствия масла рекомендациям автопроизводителя, иначе вам могут отказать в гарантийном ремонте. Для успешного прохождения гарантийного срока эксплуатации, который составляет от 3х до 5 лет, лучше использовать качественное синтетическое масло от надёжного производителя. Оно содержит максимальное количество присадок и обеспечит надёжность работы мотора.
Автомобили с турбонаддувом
Особенностью турбированных моторов является наличие турбины наддува, которая работает даже в более жёстких температурных условиях, чем сам мотор. Турбину смазывает моторное масло. Турбина работает на высоких оборотах при высокой температуре, масло должно быть стабильным при высокой температуре (не образовывать лаков) и достаточно текучим, но стабильным, чтобы успевать смазывать подшипники турбины. Такой комплекс характеристик достигается только на качественном маловязком синтетическим масле.
Двигатели с большим пробегом
Если автомобиль находился в одних руках, владелец обеспечивал требуемую заботу, не экономил на масле, регулярно его менял, не превышал межсервисный интервал, то можно продолжать использовать синтетическое масло, но перейти на более высокий класс вязкость, например с 40 на 50, использовать масла с акцентом на моющие свойства.
Если состояние двигателя не идеально, судьба его предыдущего владельца неизвестна, то здесь главной задачей становится бережная эксплуатация, не допуская поломок. Здесь можно перейти на полусинтетику, как более щадящую изношенность мотора.
Автомобили, используемые в холодных регионах
Для холодных регионов лучшим выбором будет синтетика, как обеспечивающая наилучшую текучесть масла. Все прочие аргументы здесь отходят на второй план.
Можно ли смешивать синтетическое и полусинтетическое масла?
Возможные последствия
Рекомендации производителей
Нужно ли переходить с синтетики на полусинтетику (или наоборот)?
Когда это оправдано?
Каждый значительный производитель масла предлагает широкий ассортимент масла, выполняющего разные задачи, как-то: сохранение чистоты двигателя, экономия топлива, дополнительная защита изношенного двигателя, масло для автоспорта, масло с защитой выхлопных систем и др. Поэтому при смене масла лучше ориентироваться на заявленные потребительские свойства и их соответствии состоянию вашего автомобиля. Обязательного перехода с синтетики на полусинтетику по мере старения автомобиля не требуется. Решение о переходе, как правило принимается исходя из задач по экономии на покупке канистры масла. Впрочем, это не слишком ощутимая экономия, если считать весь комплекс затрат на эксплуатацию. Лучше остаться на более дорогом, синтетическом масле и уменьшить риск преждевременного ремонта мотора.
Советы по безопасному переходу
Полезные советы по выбору моторного масла
Как читать маркировки и спецификации
Советы от автопроизводителей
Автопроизводитель не регламентирует основу масла, только сообщает ссылки на допуски и классификации.
Заключение
Подводим итоги: синтетика или полусинтетика – что лучше?
Синтетика лучше для новых автомобилей, особенно современных конструкций для которых рекомендуются маловязкие масла. При движении преимущественно в городских условиях, в пробках требуется более стойкое синтетическое масло.
Рекомендации в зависимости от условий эксплуатации и типа автомобиля