Минеральное или синтетическое масло – что выбрать для авто?

Иллюстрация

Очевидность ответа на поставленный вопрос заставляет нам кратко сформулировать ответ: синтетические масла имеют более высокие эксплуатационные характеристики по сравнению с минеральными маслами. Работают в более широком интервале температур окружающей среды, обладают лучшими моющими свойствами и более стабильными вязкостными характеристиками. Однако, наш 30-летний опыт в области продаж смазочных материалов позволяет нам пояснить подробнее причину нашего выбора в пользу синтетики.

Введение

Почему выбор моторного масла важен

Масло - «кровь» двигателя. Оно создается для обеспечения надежной его работы с учетом конструктивных особенностей агрегата и условий его эксплуатации. При выборе масла необходимо всегда следовать указаниям производителя техники по выбору уровня качества масла, определяемого соответствием требований международных стандартов и стандартов производителей автомобилей и класса вязкости масла в зависимости от диапазона температур окружающей среды, при котором техника будет эксплуатироваться.

Применение масла с эксплуатационными и вязкостными характеристиками, не соответствующими указаниям производителя техники, привет к сокращению ресурса агрегата и даже возможному выходу его из строя.

Влияние масла на двигатель и его срок службы

Масло напрямую влияет на срок службы двигателя и его мощностные характеристики. Минеральное масло хуже защищает двигатель по сравнению с синтетическим, в то время, как качественное синтетическое масло значительно снижает износ мотора и увеличивает его ресурс.

Что такое минеральное и синтетическое масло?

Минеральные продукты получают из сырой нефти путем очистки вакуумных дистиллятов с применением традиционных способов (метода экстракции с применением растворителей, депарафинизации, отбеливающей глины и др.) в смеси с присадками от 5% до 25% от объёма конечного продукта.

Минеральное масло более вязкое, обеспечивает минимальный уровень защиты двигателя.

Минеральное масло

Состоит из базового минерального масла и пакета присадок (5-25%). Ниже приведён перечень присадок, который применяется как для синтетического, так и для минерального масел.

фото
В ассортименте Mobil, который мы продаём в течение 30 лет, минеральные масла сохраняются только в сегменте дешёвых масел для коммерческой техники. В сегменте масел для легковых автомобилей минеральные масла не представлены. Наше мнение о качестве масле на разных основах во многом основано на нашем обучении в Mobil опыте успешных продаж синтетических продуктов.

Депрессорные присадки понижают температуру потери текучести масла для обеспечения прокачиваемости при низких температурах.

Вязкостные/Загущающие присадки предотвращают разжижение масла при увеличении температуры.

Антиокислительные присадки замедляют процесс окисления (старения) масла, а также образования коррозионно-активных осадков.

Антипенные присадки предотвращают образование пены.

Антикоррозионные присадки предотвращают образование коррозии на чугунных или стальных частях двигателя.

Ингибиторы коррозии защищают от коррозии детали двигателя из цветных металлов.

Моющие присадки предотвращают образование лаковых и сажевых отложений на деталях двигателя.

Диспергирующие присадки удерживают нерастворимые загрязнения во взвешенном состоянии в масле, не позволяя им слипаться между собой и прилипать к металлическим поверхностям.

Противоизносные присадки предотвращают изнашивание трущихся деталей двигателя в местах, где невозможно образование масляной пленки необходимой толщины.

Модификаторы трения помогают снизить коэффициент трения между деталями.

Основные параметры моторных масел и методы испытаний

Класс вязкости по SAE (SAE J300)

Кинематическая вязкость, при 40 С и 100 С сСт. Единица измерения - (мм 2 /с). Метод испытаний* - ASTM D 445.

Вязкость на MRV, при -20…-400С, сП, ASTM D 5133, ASTM D4684

HTHS , при 1500С (характеризует прочность масляной пленки), мПа·с, ASTM D 4683

Индекс вязкости, безразмерная величина, ASTM D 2270

Общее щелочное число (TBN), мг КОН/г, ASTM D 2896

Общее кислотное число (TAN), мг КОН/г, ASTM D 974

Содержание сульфатной золы (SA), масс. %, ASTM D 874

Температура застывания, °С, ASTM D 97

Температура вспышки, °С, ASTM D 92

Плотность, при 15.6 или 200С, г/мл (кг/л), ASTM D 4052

* Методы испытаний могут варьироваться, указаны наиболее распространенные.

Преимущества и недостатки

Преимуществом является низкая цена и широкая распространённость на рынке.

Хорошо совместимы с присадками, образуют более стойкие смеси.

Недостатком является низкая защита смазываемых узлов и низкая стабильность при эксплуатации по сравнению с синтетическими материалами.

Длинные парафиновые цепочки углеводородов в составе базовых минеральных масел склонны к сильному повышению вязкости продукта при низких температурах вплоть до полного застывания при небольших отрицательных температурах.

При высоких температурах масло склонно к разжижению и вплоть до потери смазывающих способностей.

Высокая испаряемость способствует угару масла и необходимости доливки в течение межсервисного интервала.

В связи с более быстрой деструкцией при эксплуатации требует снижения межсервисного интервала, что при первоначальной дешевизне продукта приводит к повышению затрат на эксплуатацию.

Синтетическое масло

Синтетические базовые масла состоят из химически синтезированных и/или прошедших глубокую химическую очистку материалов, при смешивании с комплектом присадок с специальном реакторе при температуре и давлении образуют товарное моторное масло.

Превосходят по своим физическим и химическим свойствам обычные минеральные и полусинтетические продукты. Синтетические масла обладают отличной текучестью и обеспечивают максимальную защиту от износа, чистоту двигателя и повышают надежность работы и увеличивают срок эксплуатации.

Синтетическое масло делают из основы, синтезированной из углеводородных компонентов (продуктов переработки нефти и газа) в смеси с присадками.

Синтетическое масло более текучее, в том числе и при отрицательных температурах, имеет лучшую стойкость, обеспечивает максимальный уровень защиты.

фото
Мы продаём Mobil больше тридцати лет. В ассортименте преимущественно синтетические масла различных товарных категорий. В категории "моторное масло" Mobil 1 представляет флагманскую линейку, а Super 3000 премиальную. Как видим, в сегменте синтетики есть свои подкатегории. Одна синтетика может быть лучше другой. У каждого производителя свои понятия о качестве.

Основные свойства.

Синтезированная основа - базовое синтетическое масло в смеси с пакетом присадок. Более короткие цепочки молекул и сниженное количество парафина - главного врага текучести позволяют использовать синтетику в качестве всесезонного масла, что невозможно в случае с минеральным маслом.

Достоинства и недостатки

  • Высокая устойчивость к окислению делает возможным применение при высоких температурах, увеличивает срок службы масла.
  • Устойчивость к образованию осадка и температурной деградации обеспечивает отличную стабильность параметров масла.
  • Высокая смазывающая способность снижает затраты на эксплуатацию механизмов:
    снижает износа оборудования благодаря улучшенным свойствам масляной пленки;
    увеличивает срок службы оборудования;
    сокращает время простоя;
    снижает затраты на техобслуживание;
    экономит энергию вследствие снижения трения и снижение рабочей температуры.
  • Высокий индекс вязкости обеспечивает универсальность применения в широком диапазоне рабочих температур, а низкая температура застывания обеспечивает возможность применения при экстремально низких температурах.
  • Низкая испаряемость/высокая температура вспышки – масло не угорает.
  • Сниженное пенообразование - стабильная работа масляной системы.
  • Высокая способность к деэмульгированию повышает устойчивость к разжижению.

Недостатком является более высокая цена по сравнению с минеральными аналогами.

Основные различия между минеральным и синтетическим маслом

Вязкость и температурные характеристики

Минеральное масло более вязкое, менее текучее, особенно при низких температурах. Присадки несколько улучшают эти характеристики, но кардинальным решением проблемы оказался переход на синтетическую основу, давший начало эре всесезонных моторных масел.

фото
В ассортименте моторных масел Mobil в основном представлены синтетические масла флагманского и премиального уровней. Минеральные и полусинтетические почти не представлены.

Уровень защиты двигателя и износостойкость

Вследствие нестабильности минерального базового компонента деградация минерального масла при эксплуатации происходит гораздо быстрее синтетического. Причём остаточная деградация наступает лавинообразно вследствие накопления продуктов износа в минеральном масле. Межсервисный пробег рекомендуется снижать в два и более раз от рекомендуемого.

Синтетическое масло гораздо более стабильно и хорошо, даже с запасом, сохраняет свои смазывающие и защитные свойства. С хорошим синтетическим маслом межсервисный пробег может быть увеличен в 1,5-2 раза по сравнению с рекомендуемым.

Частота замены масла

Интервал замены масла устанавливается производителем техники. При нормальных условиях эксплуатации легковых автомобилей он, как правило, составляет 15 тыс.км или один год, в зависимости от того, что наступит раньше. Если автомобиль эксплуатируется в жестких условиях, а это: регулярные поездки на малые расстояния; длительная работа двигателя на холостом ходу, поездки с малой скоростью, езда в пробках; буксирование прицепа; езда по горным дорогам; применения топлива низкого качества и т.п., то необходимо менять масло чаще. Обычно, при таких условиях, интервал уменьшают вдвое.

Стоимость и экономическая целесообразность

Стоимость минерального масла может в несколько раз быть ниже синтетического. Казалось бы, выгода очевидная и немедленная! Однако, если учесть все эксплуатационные расходы, включая более частую замену минерального масла, расходы на доливку вследствие угара, расходы на работу по замене, а также риски поломки мотора, оказывается, что немедленная экономия пары тысяч рублей на закупке канистры могут обернуться непрогнозируемым повышением затрат, в т.ч. из-за поломки мотора.

фото
Класс вязкости 15W-40 характерен для минеральных масел, т.к. его главный недостаток - потеря текучести при низких температурах. Шаг цены при сравнении масел на разно основе показывает выгоду на затратах на канистре. В сравнении с эксплуатационным затратами эта выгода ничтожна.

Как определить, какое масло залито в двигатель?

Единственный достоверный метод — это провести лабораторный анализ. Однако, если есть сомнения в качестве масла, например, автомобиль куплен у прошлого владельца, история обслуживания неизвестна, то лучше сразу поменять масло на хорошее, качественное с высокими очищающими свойствами.

Способы проверки.

Проверка масла на вид, цвет, вкус, запах, текучесть и прочее недостоверны, особенно, если проверяющий не имеет в этом опыта. Чёрный цвет масла ничего не говорит о его состоянии, ибо он означает частицы шлама, удерживаемого во взвешенном состоянии во избежание их оседания на поверхностях двигателя.

Самым достоверным способом проверки состояния двигателя, а значит и эффективности работы масла является разборка двигателя и визуальный осмотр.

Самое простое снять крышку горловины для заливки масла, затем, по мере усложнения визуальной диагностики: снять клапанную крышку, снять головку цилиндров и поддон картера. Но эту диагностику должен проводить механик автосервиса.

Визуальные и лабораторные методы

Лабораторные анализы проводятся на определённом пробеге, в течение межсервисного интервала для оценки динамики потери масло своих свойств и остаточного ресурса масла. Такие анализы делаются как, правило автопарками или автосервисами при выборе поставщика и продукта. Главными факторами анализа являются: кислотное число для оценки склонности к окислению, щелочное число для оценки моющих способностей масла, содержание металлов для оценки стабильности пакета присадок и степени износа мотора.

Что лучше выбрать – синтетику или минералку?

Для каких двигателей подходит минеральное масло

Минеральное масло условно годится при эксплуатации редко используемого автомобиля, с небольшим пробегом в течение летнего сезона. В старых двигателях с нагаром на внутренних поверхностях использующих минеральное масло долгое время лучше продолжать его использование. Переход на синтетику не омолодит двигатель, может повлиять на активную очистку двигателя от нагара, и тогда шлам может забить масляные каналы и ухудшить циркуляцию масла.

Сальники и уплотнители - вот места для наиболее интенсивного образования шлама. Воздействие активных моющих присадок из синтетического масла может сорвать куски шлама и привести к нарушению уплотнений и течи масла, особенно, в старых моторах с резиновыми уплотнениями.

Когда лучше использовать синтетическое масло

Если автомобиль дорог его владельцу, он планирует его эксплуатацию в течение ближайших нескольких лет, то очевидным выбором является синтетика. Обратное верно для минералки.

Как влияет климат и стиль вождения на выбор

Для холодного климата лучшим выбором будет синтетика, т.к. она меньше теряет свою текучесть на холоде. Несколько секунд во время пуска холодного двигателя, когда масло не успевает к смазываемым поверхностям по причине загустения - вот те самые моменты наибольшего износа деталей мотора. Синтетическое масло лучше защищает двигатель во время холодных пусков.

Для агрессивного стиля вождения лучше подходит синтетическое масло. Двигатель работающий на высоких оборотах нагревается сильнее, вплоть до перегрева, система охлаждения вынуждена работать интенсивнее для более успешного теплоотвода. Масло, которое также участвует в теплоотводе, должно быть текучим, чтобы обеспечивать должную циркуляцию, но в то же самое время сохранять свои смазывающие и уплотняющие свойства на высокой температуре. Такое сочетание противоречивых свойств лучше удаётся синтетическому маслу. Минеральное масло в таких условиях становится жидким и теряет смазывающие свойства в большей степени. Также для спортивного вождения рекомендуются масла боле высокой вязкости, например, Mobil 1 10W-60.

фото
Полусинтетическое масло - это компромисс качества. В сегменте для легковых автомобилей Mobil предлагает линейку Super 2000 в очень ограниченном ассортименте.

Синтетика, полусинтетика или минералка – что выбрать?

Синтетика обеспечивает лучшее смазывание и защиту мотора от износа по сравнению с минералкой.

Минералка работает менее эффективно по сравнению с синтетикой и не годится для всесезонного использования.

Полусинтетика - это компромисс между синтетикой и минералкой.

Всё ещё не решили, что выбрать после прочтения наших статей? Каждое масло так или иначе выполнит свою функцию по обеспечению работоспособности мотора. Берите то, на что не жалко денег.

Отличия полусинтетического масла

Полусинтетические продукты Mobil обычно содержат около 30% синтетических базовых масел и 70% минеральных. Они обладают более высокой текучестью по сравнению с минеральным маслом. Другие производители проводят градацию своих продуктов: Semi, Fully, Based … Однако никто не сообщает о конкретных составах, т.к. рецептура масла является коммерческой тайной производителя.

Полусинтетика обеспечивает средний уровень защиты двигателя.

Когда стоит выбирать полусинтетику можно прочитать в отдельной статье

Можно ли смешивать минеральное и синтетическое масло?

Смешивать различные масла нежелательно по той причине, что каждый продукт содержит аккуратно сбалансированную систему базовых масел и присадок. Последствия для рабочих характеристик и свойств смеси предугадать довольно трудно без проведения испытаний с учётом всех пропорций и условий смешивания, а также технического состояния оборудования и условий эксплуатации.

Последствия смешивания

фото
Сравнение масел одного заявленного уровня по классу вязкости и защите выхлопных систем. Почти трёхкратная разница в цене объясняется разницей в качестве исходных компонентов и наличию у Mobil огромного количества OEM одобрений. Однако, даже эта выгода на покупке канистры несопоставима с рисками поломки мотора возрастающими при использовании минерального масла.

Снижение рабочих свойств смеси;

перепробег масла;

сокращение ресурса двигателя.

Рекомендации специалистов

Для современных высокопроизводительных автомобилей, тяжелых условий эксплуатации, высоких скоростей, режимов движения с частыми остановками, для наилучшей защиты от износа двигателя и обеспечения наивысших эксплуатационных характеристик, согласно указаниям производителя техники, необходимо выбирать синтетические продукты с уровнем качества, обеспечивающим максимальные пробеги и с классом вязкости, обеспечивающим работу двигателя в широком диапазоне окружающей среды.

При небольшом годовом пробеге и эксплуатации автомобиля только в летний период и при соответствии требованиям к маслу по уровню качества производителя техники, можно использовать минеральные продукты.

Полусинтетические масла обеспечивают средний уровень защиты двигателя при нормальных интервалах замены масла.

Выводы и рекомендации

Итоговое сравнение.

Минеральное масло уступает синтетическому по всем показателям, кроме цены.

Низкая цена минерального масла из-за его низкого качества приводит к повышенным эксплуатационным затратам, которые могут превзойти первоначальную выгоду.

Опыт работы Ойл-Форби в качестве дистрибьютора Mobil в течение 30 лет подтверждает нашу уверенность: если требуется забота и эффективная эксплуатация, продленный ресурс мотора, то мы рекомендуем только синтетические масла от известного бренда. Премиальные синтетические продукты работают лучше просто синтетических.

Стоимость масла несопоставимо мала по сравнению со стоимостью поломки механизма вследствие использования неправильного масла, поэтому, сиюминутная экономия может привести к убыткам в среднесрочной перспективе.

Практические советы по выбору масла для авто

Всегда, при выборе масла, необходимо следовать указаниям производителя техники по требованию к уровню качества масла.

Класс вязкости масла нужно выбирать из ряда, разрешенного производителем техники, в зависимости от температурного диапазона окружающей среды, при котором будет эксплуатироваться автомобиль.

Масло следует приобретать в надежных источниках, у компаний, качеству продукции которой Вы доверяете.

Для выбора моторного масла на сайте Ойл-Форби использовать фильтры по классификациям, допускам и брендам, по выбору товара, перейти в карточку товара, прочитать описание, убедиться в правильности своего выбора, заказать товар на сайте Ойл-Форби.

Остались вопросы? Пишите нам cstore.ru@cstore.ru

Благодарю Александра Лащёва за неоценимую помощь в подготовке данной статьи.

Правильного выбора и профессионального применения!

На ту же тему
Новости
Новые премиальные масла Hyundai XTeer уже на складе Ойл-Форби
Russian Drift Series стартует 24 января 2025 года
Производственный календарь 2025
Старт обязательной маркировки смазочных материалов с 01.03.2025
On our 25th merger anniversary … how we’ve kept pace with changing times
Блог
Глобальный прогноз ExxonMobil на развитие мира до 2050 года
Сегодня всемирный день телевидения. Поздравляем всех пользователей нашего сайта и интернета))
WTD. Изобретение подарившее жизнь. Немного о гигиене и санитарии
Как формулировать предложение для ЦА
Про Реконфа, главное событие в контексте Яндекс.Реклама
Про масло
Почему чернеет масло в двигателе автомобиля
Минеральное или синтетическое масло – что выбрать для авто?
Какое масло лучше: синтетика или полусинтетика?
Как выбрать масло для грузового автомобиля? Полное руководство для владельцев грузовиков
Что лучше для ДВС: синтетика, полусинтетика или минералка?